ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Самообразование

Методические рекомендации

для педагогов ДОУ по самообразованию

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:


 • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.


 • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).

• Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

· Телевидение.

· Газеты, журналы.

· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

· Интернет.

· Видео, аудио информация на различных носителях.

· Платные курсы.

· Семинары и конференции.

· Мастер-классы.

· Мероприятия по обмену опытом.

· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.

· Курсы повышения квалификации.

Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:

- не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

- не могут правильно сформулировать тему самообразования;

- при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

- не могут сформулировать цель и задачи работы.

Предлагаем свои решения обозначенных проблем:

Таблица 1

Возможная проблема

Пути решения


Не могут определиться с темой самообразования


- выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат
- определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.


Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.
При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе.


Формулируйте темы по схемам:
- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
 - Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.
 Например:
 «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:




Изучаемый
 процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение
 Исследование
Развитие
 Формирование
 Становление
 Воспитание
 Анализ
 Разработка
 Организация
 Влияние
и т.п.


Познавательные способности
 Познавательная активность
 Умение что-то делать
 Личностные качества
 Любознательность
 Самостоятельность
Наблюдательность
 и.т.п.


В ННОД по ОО «Музыка»
На экскурсиях в природу
 В процессе изучения чего-либо
 В процессе знакомства с чем-либо
 В игровой деятельности
и т.п.


Например:
 «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу».
 Определение актуальности:
 Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.


- Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
 - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
 - ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
 - начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
 - изучите современные взгляды на проблему;
 - используйте опыт других педагогов и ДОУ.


При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал.


- По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
- Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
- Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
- Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.


Не могут сформулировать цель и задачи работы.


Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
 Например:
 Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
 Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
 Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
 Схема формулирования задач:




Содержание деятельности исследования


Частичный предмет
 исследования

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.


Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.


Этапы работы по самообразованию:

1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

Включает в себя:

- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

- Изучение периодической печати.

- Посещение библиотек.

- Знакомство с работами других педагогов.

- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап.

На данном этапе педагог может:

- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

- Разработка конспектов ННОД.

- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

- Подготовить консультации по теме.

- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.

- Разработать проект.

- Разработать опросники для диагностирования детей.

- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

- Создать собственные методические пособия, атрибуты.

- Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет).

Формы отчета:

- Презентация проекта.

- Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.

- Открытые просмотры.

- Мастер – классы.

- Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.

- Консультации для педагогов по теме самообразования.

- Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,

методических пособий.

- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само

образования (проблеме).

- Неделя педагогического мастерства.

- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

- Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).

Воспитатели, обучающиеся в педагогических вузах, планы самообразования не ведут. Однако педагог может поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете (см. Приложение 3).

Результаты самообразования

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.

2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.

3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

Приложение 1

Образец ведения плана самообразования.

План самообразования

Год

Этап

Содержание работы

Результат /

форма отчетности

Срок

выполнения

2016– 2017

уч. год

1

1. Изучение научно-
методической и учебно-методической литературы по данной теме.
2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет).
3. Разработка перспективного плана на 2016-2017 учебный год.
4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).
5. Проведение мероприятий по плану.
6. Изготовление демонстрационного материала «…»,
картотеки «…» и т.д.
7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования.


Картотека методической литературы.
Перспективный план на 2016-2017 учебный год
Сообщение на ПС или МС.
Оформление конспектов ННОД.


сентябрь

2016– 2017

уч. год

2

1. Изучение научно-
методической и учебно-методической литературы по данной теме.
2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…».
Оформление методической папки материалов.
3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.
4. Оформление информационного листа на тему: «…».
4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…».


Пополнение картотеки методической литературы
Методическая папка «…».
Сообщение на родительском собрании.
Информационный лист – ширма — передвижка.
Выставка работ.
Выступление на ПС, МС.





2017– 2018

уч. год

3

Показ открытого мероприятия.
Обобщение опыта.


Оформление методических рекомендаций.

Презентация.




Приложение 2

Памятка для анализа процесса самообразования.

- Оправдал ли себя план?

- Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

- Планировалась ли исследовательская работа.

- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

- Этапы проработки материала.

- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

- Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

-Постановка новых задач.

Приложение 3

Требования к педагогам по самообразованию

при подготовке к аттестации:

· Работа по теме самообразования не менее 1 года;

· Изучение научно-методической литературы;

· Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;

· Создание предметно-развивающей среды в группе;

· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

· Обучение на курсах повышения квалификации;

· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;

· Участие в семинарах, консультациях, конференциях;

· Показ открытого мероприятия;

· Активное участие в работе методического объединения района;

· Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

· Обобщение опыта работы по теме самообразования.

  Программа саморазвития в межаттестационный период  

Цель: Создание условий для развития доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников посредством использования современных образовательных технологий.

Новогодний праздник «В гости к Лунтику» прошел на одном дыхании.

Сегодня я приняла участие в практическом семинаре "Внедрение программ по сказкотерапии "Умные игры в добрых сказках" в образовательную деятельность».

Подведены итоги муниципального конкурса «Первые шаги»

Поздравляем призеров конкурса!!!  2 место -  заняла Лудина Виктория; 3 место - заняла работа Юнусовой Айлины;

Скоро, скоро, скоро Новый год!!!

Вы только полюбуйтесь, как красиво украшены приемная и групповая комнаты!!!

XIV Муниципальный конкурс чтецов прошел в Воскресенском детском саду «Рябинка».

Наша воспитанница Юнусова Айлина - заняла 3 место среди воспитанников средних групп