Самообразование
Методические рекомендации
для педагогов ДОУ по самообразованию
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).
• Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?
· Телевидение.
· Газеты, журналы.
· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
· Интернет.
· Видео, аудио информация на различных носителях.
· Платные курсы.
· Семинары и конференции.
· Мастер-классы.
· Мероприятия по обмену опытом.
· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
· Курсы повышения квалификации.
Организация работы по самообразованию.
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.
Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.
К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:
- не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;
- не могут правильно сформулировать тему самообразования;
- при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;
- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
- не могут сформулировать цель и задачи работы.
Предлагаем свои решения обозначенных проблем:
Таблица 1
Возможная проблема | Пути решения | ||||||
Не могут определиться с темой самообразования | - выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат - определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. | ||||||
Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность. При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе. | Формулируйте темы по схемам: - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; - Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО. Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста». Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу». Определение актуальности: Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности. | ||||||
- Подбор литературы осуществляйте следующим образом: - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; - ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания? С чего начать изучение подобранной литературы: - начните с изучения традиционных методик по данной проблеме; - изучите современные взгляды на проблему; - используйте опыт других педагогов и ДОУ. | |||||||
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал. | - По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения; - Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом; - Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником; - Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. | ||||||
Не могут сформулировать цель и задачи работы. | Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. Например: Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста». Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста. Задачи – пути достижения поставленной цели. Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение? Схема формулирования задач:
|
Этапы работы по самообразованию:
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Включает в себя:
- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
- Изучение периодической печати.
- Посещение библиотек.
- Знакомство с работами других педагогов.
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2. Практический этап.
На данном этапе педагог может:
- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
- Разработка конспектов ННОД.
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
- Подготовить консультации по теме.
- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.
- Разработать проект.
- Разработать опросники для диагностирования детей.
- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
- Создать собственные методические пособия, атрибуты.
- Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:
- Презентация проекта.
- Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.
- Открытые просмотры.
- Мастер – классы.
- Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.
- Консультации для педагогов по теме самообразования.
- Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,
методических пособий.
- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само
образования (проблеме).
- Неделя педагогического мастерства.
- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
- Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).
Воспитатели, обучающиеся в педагогических вузах, планы самообразования не ведут. Однако педагог может поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете (см. Приложение 3).
Результаты самообразования
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Список используемой литературы:
1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.
2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.
3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.
Приложение 1
Образец ведения плана самообразования.
План самообразования
Год | Этап | Содержание работы | Результат / форма отчетности | Срок выполнения |
2016– 2017 уч. год | 1 | 1. Изучение научно- методической и учебно-методической литературы по данной теме. 2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет). 3. Разработка перспективного плана на 2016-2017 учебный год. 4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов). 5. Проведение мероприятий по плану. 6. Изготовление демонстрационного материала «…», картотеки «…» и т.д. 7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования. | Картотека методической литературы. Перспективный план на 2016-2017 учебный год Сообщение на ПС или МС. Оформление конспектов ННОД. | сентябрь |
2016– 2017 уч. год | 2 | 1. Изучение научно- методической и учебно-методической литературы по данной теме. 2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…». Оформление методической папки материалов. 3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей. 4. Оформление информационного листа на тему: «…». 4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…». | Пополнение картотеки методической литературы Методическая папка «…». Сообщение на родительском собрании. Информационный лист – ширма — передвижка. Выставка работ. Выступление на ПС, МС. | |
2017– 2018 уч. год | 3 | Показ открытого мероприятия. Обобщение опыта. | Оформление методических рекомендаций. Презентация. |
Приложение 2
Памятка для анализа процесса самообразования.
- Оправдал ли себя план?
- Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.
- Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.
- Этапы проработки материала.
- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.
-Постановка новых задач.
Приложение 3
Требования к педагогам по самообразованию
при подготовке к аттестации:
· Работа по теме самообразования не менее 1 года;
· Изучение научно-методической литературы;
· Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;
· Создание предметно-развивающей среды в группе;
· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
· Обучение на курсах повышения квалификации;
· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;
· Участие в семинарах, консультациях, конференциях;
· Показ открытого мероприятия;
· Активное участие в работе методического объединения района;
· Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
· Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Программа саморазвития в межаттестационный период
Цель: Создание условий для развития доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников посредством использования современных образовательных технологий.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тикток